Виды мотоциклов: какие бывают и чем отличаются
Все мотоциклы делятся на классы: дорожный и внедорожный.
- К мотоциклам дорожного класса относят классический вариант, круизеры, спорт-туристы и туристы — для комфортного преодоления длинной дистанции, нейкеды, скрэмблеры и спортивные — идеальны для города, а также кастомные выставочные экземпляры.
- Внедорожные мотоциклы — это эндуро, кроссовый, триал. Появились на основе классического варианта, адаптированного производителями для езды по бездорожью.
- Также выделяют малокубатурные мотоциклы с объемом двигателя меньше 125 «кубиков». Это мокики, мопеды, скутеры и все виды двухколесного транспорта, для обозначения которой в водительском удостоверении служит категория АМ.
Расскажем, какие бывают типы и виды мотоциклов подробнее, чем они отличаются и как выбрать подходящий для ваших целей байк.
Навигация по популярным классам:
Дорожные (или городские) мотоциклы
Транспортные средства, предназначенные для удобного перемещения по твердым покрытиям общественных дорог, часто именуют уличными или городскими мотоциклами. Они обладают гладкими покрышками с минимальным рисунком протектора и мощными двигателями, чей объем обычно превышает 125 кубических сантиметров. Способны развивать скорости от 160 до 200 км/ч, обеспечивая плавное и быстрое передвижение по городским улицам и шоссе.
Спортивные мотоциклы (спортбайки)
Спортбайк — мотоциклы высокой мощности, они предназначены для быстрой езды и спортивного вождения. Нравятся любителям спорта агрессивным дизайном, легковесной конструкцией и мощными двигателями, именно поэтому они быстро достигают максимально высоких скоростей и разгоняются с достаточно высокой мощностью.
Спортбайки для вас отличный вариант, если вы любитель скоростных дорог и безбашенных гонок, особенно на открытых дорогах. Конечно можно и спокойно ездить на них, но они провоцируют.
Основные характеристики спортбайков:
Высокомощные двигатели, с объемом от 600 кубов до 1000 кубов, это про классические спорты. Есть например и Kawasaki ZZR 1400 (ZX-14R) или Suzuki Hayabusa, но это скорее уже что-то между гипербайком и спорт-туристом.
Стабильная подвеска обеспечивает отличную управляемость транспортным средством на высоких скоростях.
Аэродинамический дизайн разработан с целью свести у минимуму сопротивление воздуха и улучшить общие характеристики байка.
Посадка не из комфортных, как любят её называть — в позе креветки. Но это позволяет надежно сидеть на мотоцикле, крепко держать ногами за бак.
Популярные марки и модели:
Yamaha: YZF-R1, YZF-R6
Kawasaki: Ninja ZX-6R, Ninja ZX-10R
Suzuki: GSX-R600, GSX-R1000
Ducati: Panigale V2, Panigale V4
Honda: 600rr, 1000rr
Спортивные экстремальные мотоциклы требуют особых знаний и навыков управления, чтобы предотвратить риск аварий на высоких скоростях.
Обязательно покупайте защитную экипировку, учите и соблюдайте правила дорожного движения. Помните о мерах предосторожностях и не превышайте собственные возможности и пределы байка.
Круизеры
Круизер — это классическая разновидность мотоциклов для путешествий. Впервые они появились в 1980-ых годах, когда была выпущена модель Harley-Davidson.
В отличие от других классов у круизеров длинная база, массивные крылья, крупные рулевые колонки, большие по длине и ширине передние вилки для хорошей устойчивости, дуплексная рама, поддерживающая мотор, трансмиссию и иные агрегаты. При небольшом количестве лошадиных сил, круизеры имеют хороший крутящий момент. Для конструкции характерно низкое сиденье, вынесенные вперёд подножки, много хромированных элементов, значительный вес.
Этот класс мотоциклов имеет большой вес, но при этом низкий центр тяжести, что делает его довольно управляемым.
На сегодняшний день производители отошли от классических элементов, которые присущи круизерам, поэтому модельные ряды очень широки. Можно найти мотоцикл и на АКПП и под любой рост, а еще их кастомизируют и делят на множество классов, о них мы расскажем ниже.
Среди наиболее популярных производителей Круизеров стоит отметить Suzuki Intruder и Marauder, Honda Shadow, Steed и Magna, а также Yamaha Virago, Dragstar и прочие.
Классические байки
Воплощение традиций, отправная точка в истории мотоиндустрии. Отличаются стандартной компоновкой, лишенной излишней аэродинамики, обеспечивая при этом универсальность использования.
Классический мотоцикл характеризуется прямой посадкой, простотой и комфортом. Диапазон объема двигателя варьируется широко — от 50 до 2000 кубических сантиметров. Современные классические мотоциклы демонстрируют впечатляющий ресурс, способный преодолеть примерно 100 тысяч километров без серьезных поломок.
Туристические мотоциклы
Туристические байки идеальны для продолжительной поездки. На них можно преодолеть значительные расстояния всего на одном заправленном баке. Известно, что предшественником туристического мотоцикла стала обтекаемая модель BMW R100RS, выпущенная в 1977 году.
Для такого байка характерны большие обтекатели, трансмиссия с пониженной передачей, карданный приводной механизм, удобные системы хранения (кофры), расположенные по бокам и сзади, объёмный генератор для аксессуаров, ручки на руле с подогревом, фары, которые можно регулировать в дистанционном режиме, вместительный бак для топлива, а также посадка, зафиксированная в вертикальном положении.
Модели туристического класса обладают удобной высокой посадкой и предназначены для длительных поездок. В качестве плюсов стоит назвать превосходную ветрозащиту, многочисленные дополнительные функции, наличие АБС и круиз-контроля (в современных моделях).
Туристы — очень проходимые мотоциклы, не такие, как те же турэндуро, но съездить в горы или через поле — запросто.
Из минусов байка стоит указать большой вес. Если такой мотоцикл упадёт, то поднять его самостоятельно будет сложно. К тому же процесс управления и маневрирования такой техникой также усложняется, хотя многие не согласятся. Цена на туристический мотоцикл достаточно высокая. Её можно сравнить со стоимостью иномарки среднего класса. Самым ярким представителем является BMW GS.
Спорт-туристы
Спорт-турист — это байк, сочетающий спортивную и туристическую модель. Всё зависит от того, какая посадка выбрана у конструкции. Популярной такая мототехника стала в 1980-1990-ых годах. Для неё характерны прекрасные аэродинамические качества и мощный двигатель, при этом довольно удобная посадка.
Они оснащены спортивным мотором, имеющим урезанную версию (но не всегда), а все остальные элементы схожи с классическими моделями. Сиденье и посадка на спорт-туристах ближе к спорту, нежели к стриту: корпус находится к выпрямленном положении, ноги поджаты под себя.
К плюсам модели стоит отнести вместительный топливный бак, позволяющий длительное время не заправляться. К тому же эта особенность даёт возможность комфортно планировать маршрут путешествия. Важно обратить внимание и на превосходную ветрозащиту, обеспечивающую комфортные условия поездки. Еще один безусловный плюс спорт-туриста — это хорошая управляемость. И завершается список достоинств модели безупречно функционирующей тормозной системой.
Что касается минусов такого мотоцикла, то стоит указать тот факт, что он не может развивать высокие скоростные показатели, свойственные классическому спортивному байку.
К наиболее популярным моделям относятся Honda VFR1200X Crosstourer, Yamaha FJR1300, Kawasaki Ninja 1000SX, Suzuki Katana, Honda CBR F4i.
Сдвоенного назначения (Турэндуро)
Такой байк отличается мощностью, удобством посадки и отменной надежностью. Недаром, знаменитые деятели современности Че Гевара и Дэвид Бэкхем во время путешествий выбирали именно данный тип транспортного средства – об этом говорят их мотоциклетные дневники. Сегодня любому человеку не зазорно повторить такой опыт – достаточно купить мотоцикл вышеуказанного класса, как можно смело отправляться покорять дальние страны и континенты.
Как появился этот класс?
В 1972 году компания Honda выпустила на рынок модель XL-250, а спустя несколько лет появились версии с более мощными двигателями. Узнать такой байк довольно легко – он оснащается одноцилиндровым двигателем, котируется повышенной приемистостью и малым весом. После появления японской модели на рынке стали появляться аналогичные версии от BMW, которые также сохранили достоинства данной техники – малую весовую составляющую, мощный двигатель и возможность езды на бездорожье.
Предназначение и посадка
Эти мотоциклы изначально предназначены для езды вне хороших дорог. Высокий клиренс, двигатель со сниженными оборотами – все это гарантирует устойчивую езду на проблемном дорожном покрытии. Вертикальная посадка ездока изначально гарантирует высокий уровень комфорта – можно ехать долго и не испытывать дискомфорта. Пожалуй, имеется один недостаток – одноцилиндровый двигатель, но современные версии отличны высокой надежностью и практически не ломаются.
Чем могут между собой отличаться мотоциклы Турэндуро?
Первые версии отличались простотой конструкции – имели простейшие барабанные тормоза и карбюраторный двухтактный бензиновый двигатель. Современные же модели могут иметь даже кроссовый вариант – оснащаются мощным инжекторным двигателем, дисковыми гидравлическими тормозами и шипованными покрышками.
Кастом-версии
Уникальный байк, производимый в уникальном стиле и конструкции, обычно выпускается в ограниченном количестве или даже в единичных экземплярах. Кастомный мотоцикл, как правило, представляет собой модифицированную версию стандартной модели, разрабатываемую специально под запросы заказчика. Зачастую такие мотоциклы характеризуются высокой стоимостью. Например, изысканные кастомы, созданные мастерской Орандж Кантри или Вест-Кост Чопперс, принадлежащей известному американскому телеведущему Джесси Джеймсу, являются воплощением роскоши и эксклюзивности.
Чопперы
Индивидуальные мотоциклы отличаются длинной рамой, высокой рулевой колонкой и увеличенной передней подвеской. Для придания уникального облика чоппера необходимо отказаться от переднего крыла, иногда даже от переднего тормоза, сократить заднюю обтекаемую часть и изменить форму основы. Чопперы легко узнаваемы благодаря высокой рулевой колонке, иногда необычной задней части и передвинутым вперед подножкам для ног водителя. В современных чопперах часто устанавливают широкое заднее колесо и используют множество элементов, покрытых хромом.
Бобберы
Байки, предназначенные для уличных гонок, получили название бобберов. Они выделяются особым стилем, который включает экстремально низкий и широкий руль, зачастую прямой. Характерной чертой боббера является отсутствие переднего крыла и укороченное заднее крыло, которые придают ему внешний вид, вдохновленный мотоциклами 30-50-х годов. Однако его отличает менее радикальный угол наклона и более короткая передняя вилка, а также узкая задняя покрышка. В качестве основного двигателя для боббера часто выбирают двигатели с двумя или более цилиндрами и большим объемом топливного бака. Как правило это одноместные мотоциклы.
Кафе-рейсеры
Кастом-мотоциклы с миниатюрными размерами, оснащенные клипонами вместо обычного руля, представляют собой неповторимое воплощение стиля. Такие двухколесные творения идеально подходят для быстрых прогулок на небольшие расстояния, обеспечивая необычайную маневренность и ощущение свободы. Внешний вид кафе-рейсеров несет в себе концепцию высокой скорости и отличной управляемости, придавая им характерное визуальное воздействие. Идеальны для стильных мотопрогулок по городу, деловых встреч.
Супербайки (гипербайки)
Выделяющиеся сверхвысокой мощностью и невероятной скоростью, легкие по конструкции и легко управляемые — иногда они претерпевают трансформацию в форме «фабричного тюнинга», превращаясь в спортивные мотоциклы. Этот класс представляет собой апогей мощности и скорости в мире спортивных мотоциклов. Пронзая воздух со сверхзвуковой скоростью, эти мотоциклы обеспечивают захватывающие впечатления, превосходящие все другие виды мототехники. Супербайки восхищают феноменальной скоростью, мастерски справляются с поворотами благодаря отменной управляемости, предлагают захватывающее ускорение и безупречную тормозную систему. Стандартная кубатура для супербайков составляет 1000 и более кубических сантиметров.
Для спорта и туризма
Кроссовые туристические мотоциклы объединяют в себе спортивные характеристики и возможности для беззаботных путешествий. В отличие от своих спортивных собратьев, они предлагают водителю более удобный посадочный комфорт, важный при длительных поездках. В то же время, пассажир может насладиться еще большим уровнем комфорта, чем на спортивном мотоцикле, благодаря лучшим условиям и простору. Кроме того, наличие увеличенного багажного отсека позволяет увеличить вместимость и улучшить практичность мотоцикла. Легкость управления, более мощные двигатели, улучшенная подвеска и тормозная система делают эти мотоциклы предельно маневренными и обеспечивают безупречное сцепление с дорогой на извилистых трассах.
Дрэггстеры
Это мотоциклы, предназначенные для гонок на высоких скоростях по прямой дороге, известные как дрэг-рейсинг. Они отличаются длинной колесной базой и мощным двигателем, зачастую с спортивным прошлым. Особый подкласс представляют собой спортивные драгбайки, использующие горячий нитрометан в качестве топлива. На таких байках проводятся скоростные гонки на четверть мили.
Мотард
Мотоцикл кроссового типа «эндуро», специально разработанный для передвижения по асфальтированным дорогам. Мотоциклы данного типа с усиленной тормозной системой и специальным шоссейным резиновым покрытием, известные как «мотард», обеспечивают высокую посадку, отличное управление и мощные моторы. При необходимости владельцы таких мотоциклов могут смело покидать дорожное покрытие, чувствуя себя уверенно даже на бездорожье.
Скутеры (мотороллеры)
Многие отличия и разнообразие эволюции делают скутеры и мотороллеры уникальным видом транспорта, выделяя их как самостоятельную категорию относительно мотоциклов. Объемы двигателей скутеров обычно ниже, чем у мотоциклов, в пределах 50–850 куб. см. Закрытый кузов скутеров делает их более тихими во время движения и предоставляет дополнительное пространство для хранения вещей.
Мопеды
Компактные мотоциклы с небольшими размерами, оснащенные эффективными внутренними сгораниями, отличаются умеренной скоростью передвижения. В начале своего пути мопед представлял собой обычный велосипед, обогащенный мотором. Однако, по мере развития, эти транспортные средства стали более утонченными в аспекте дизайна и функциональных особенностей. Управление такими мопедами не подлежит обязательной регистрации, техническому осмотру или страхованию.
Электроскутеры
Электроскутеры представляют собой разнообразие мотоциклов, оснащенных электрическим двигателем, который работает на аккумуляторной батарее. Современные модели электроскутеров могут использовать суперконденсаторы или водородные топливные элементы. Зарядка батареи электрического мотоцикла обычно занимает от 4 до 8 часов, при этом запас хода может варьироваться от 30 до 150 км.
Внедорожные мотоциклы
Сейчас есть множество разновидностей внедорожных мотоциклов, также известных как оффроуд-мотоциклы, специально созданных для путешествий по сложному рельефу. По сравнению с мотоциклами для езды по дорогам, внедорожные модели обладают большей легкостью и универсальностью, обычно оснащены мощным крутящим моментом.
Кроссовые мотоциклы
Они созданы специально для участия в мотоспортивных соревнованиях, таких как кросс-рейсы. Эти мотоциклы, как правило, оснащены двигателями с двумя тактами, имеют большие колеса. Они отличаются легким весом, прочной рамой, надежной подвеской и мощным двигателем. Использование пластика минимально и, при его наличии, он обладает упругими свойствами для обеспечения защиты. Такие кроссовые байки не имеют световых элементов или приборной панели, электростартера и аккумулятора — запускаются они с помощью кик-стартера.
Эндуро-варианты
Переработанные мотоциклы, предназначенные для использования на трассе, но полностью пригодные для езды по общественным дорогам. Основной упор сделан на их универсальном применении, что делает их идеальными для приключенческого туризма. Оборудованы звуковым сигналом, фарами, эффективной системой глушения и номерным знаком. Эти мотоциклы отлично подходят для преодоления длительных многокилометровых расстояний. Их прочная подвеска и спортивная направленность делают их идеальными для езды по лестницам, бордюрам, разбитым дорогам и пересеченной местности.
Пит-байки
Маленький бесдорожный мотоцикл со специализированными возможностями для мини-мотокросса и мини-супермото. Внешний вид схож с кроссовыми мотоциклами, однако он имеет компактные размеры и небольшой вес. Состязания на таких мотоциклах, известных как питбайки, представляют собой вид спорта, схожий с мотокроссом. Они особенно популярны среди юных гонщиков, так как эти транспортные средства изначально доступнее, менее пугающий и проще в обслуживании по сравнению со стандартными мотоциклами для мотокросса. Близкое расстояние между колесами, низкая точка тяжести и предсказуемая передача мощности делают управление для новичков намного проще, снижая риск аварий и получения травм.
Минибайки
Малогабаритные и легкие мотоциклы обладают быстрым ускорением и отличной управляемостью, несмотря на их компактные размеры. При управлении минибайком необходимо уметь сохранять баланс. Хотя возможно перемещение на минибайке по обычным улицам и шоссе, они не самые подходящие для этого. Лучше всего на них ездить на картодроме, где можно полностью раскрыть потенциал этого транспортного средства. популярна среди них как никто – модель Хонда Манки.
Тяжёлые версии
Мотоциклы с прицепами бокового типа выделяются своей внушительной массой и снабжены мощными моторами, обладающими низкими оборотами. Главное преимущество данного вида транспорта проявляется в возможности комфортного перемещения по сложному рельефу. Они способны без труда перевозить крупногабаритные грузы, однако их отличает невысокая скорость, и при максимальных скоростях они могут оказаться нестабильными.
Supermotard
Мотоциклы полного назначения с одноцилиндровым двигателем создаются на базе кроссовых или эндуро-байков, но оснащаются спортивными шинами для использования на общественных дорогах. Эта конфигурация позволяет принимать участие в кроссовых соревнованиях, где половина трассы покрыта асфальтом, а вторая половина представляет собой пересеченную местность. Супермотарды не пугаются грязи, насыпей или крутых поворотов, что делает их идеальным выбором для городских условий.
Триал мотоциклы
Как нельзя лучше подойдут для участия в мототриале и отличаются очень низким весом, отсутствием сидений и невысоким крутящим моментом в сравнении с мотоциклами для кросса или эндуро.
Заключение
Типов мотоциклов существует немало. При этом приведенная классификация условная: многие виды байков появились в качестве маркетингового хода производителей для отстройки от конкурентов. Отдельные виды мотоциклов это результат «усовершенствования» классической модели покупателями под собственные нужды, которые получили распространение и уже потом стали производиться серийно.
Выбирайте байк для своих задач, оценивайте нужное соотношение комфорта, мощности и безопасности. Для города идеально подойдут классический мотоцикл, чоппер или спортбайк. Для поездок на дальние дистанции стоит отдать предпочтение туристеру или круизеру. Эндуро отлично соответствует цели «погонять по лесу», ну и так далее в зависимости от ваших целей. Причем универсальных вариантов нет: даже внутри одного класса мотоциклов можно выбрать модель в зависимости от вида, заявленных характеристик и цены.
Сомневаетесь в выборе своего идеального байка? Не полагайтесь на описание модели и красивые картинки. Приезжайте к нам в мотопрокат GoMoto, посидите и прокатитесь на мотоциклах разных классов, прочувствуйте характер разных байков — и лишь затем делайте выбор.